→ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

Основными функциями Росприроднадзора являются контроль и надзор в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Росприроднадзор также осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Данное ведомство находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Федеральную службу по надзору в сфере природопользования возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В настоящее время руководителем Росприроднадзора является Кириллов Владимир Владимирович.

В подчинении руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования находятся Управление делами и правового обеспечения, Отдел кадров, государственной службы и профилактики коррупционных правонарушений, а также помощник руководителя и четыре заместителя, возглавляющие соответствующие подразделения: Управление государственного надзора, надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и животного мира, Управление разрешительной деятельности, Управление государственного экологического надзора, Управление экономики и финансов.

На федеральном уровне Росприроднадзор представлен департаментами в восьми федеральных округах Российской Федерации:

  • Департамент по Дальневосточному федеральному округу;
  • Департамент по Приволжскому федеральному округу;
  • Департамент по Северо-Западному федеральному округу;
  • Департамент по Сибирскому федеральному округу;
  • Департамент по Уральскому федеральному округу;
  • Департамент по Центральному федеральному округу;
  • Департамент по Южному федеральному округу;
  • Департамент Росрироднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.

При осуществлении своей деятельности Росприроднадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.


Структурные подразделения и отделы Росприроднадзора действуют на основании Положений, утвержденных приказами Росприроднадзора.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обладает обширным кругом полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, в сфере осуществления контроля и надзора:

  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
  • за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
  • за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений с правом направления , а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и иные полномочия;

В своей деятельности Росприроднадзор выполняет функции:

  • Административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в Российской Федерации в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб;
  • федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал;
  • федерального органа исполнительной власти, уполномоченного выдавать в установленной сфере деятельности заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения;

Разрешения, выдаваемые Росприроднадзором

Также Федеральная служба занимается выдачей в установленном порядке различных разрешений на:


  • использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
  • содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, на гибридизацию объектов животного мира;
  • ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций;
  • выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
  • транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;
  • создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции
  • иные разрешения в соответствие с законодательством РФ;

Как видно из вышеперечисленного, Росприроднадзор имеет достаточно широкий спектр полномочий, который затрагивает многие сферы деятельности. Что касается его взаимодействия именно с медицинскими организациями, одной из основных функций Росприроднадзора является контроль деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений и биологическими отходами . В соответствии с Положением о Росприроднадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Роприродонадзор согласовывает порядок осуществления в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю .


На сегодняшний день данная деятельность, к сожалению, остается до конца не урегулированной на законодательном уровне. Так, в соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отношения в области обращения с биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в то время как в отношении биологических отходов и отходов ЛПУ до сих пор не существует федерального закона, поэтому данный аспект требует отдельного рассмотрения.

Понятие «биологические отходы» представлено в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.95 № 13-7-2/469 (далее - Правила), а также в ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения» (далее - ГОСТ).


В соответствии с п.1.2 Правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо- рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Также понятие «биологические отходы» определено в п. 3.23 ГОСТ, согласно которому биологическими отходами являются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.

В настоящий момент понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» (далее - отходы ЛПУ) не установлено в связи с утратой силы «СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ. Санитарные правила и нормы». Данные санитарные нормы определяли правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов ЛПУ, под которыми понимались все виды отходов, образующиеся в: больницах, (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в т.ч. анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию .


Кроме того, с вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» понятие «лечебно-профилактическое учреждение» утратило силу.

Тем не менее, в ч.1 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) приведено понятие медицинских отходов, к которым относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие :

  • - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
  • - эпидемиологически опасные отходы;
  • - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
  • - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
  • класс «Д» - радиоактивные отходы.

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Требования к обращению с медицинскими отходами, которым медицинские организации должны неукоснительно следовать, устанавлены в СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» , в которых четко прописаны:

  • требования к сбору медицинских отходов;
  • способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В;
  • требования к условиям временного хранения (накопления) медицинских отходов;
  • требования к организации транспортирования медицинских отходов.

Также согласно п.5.2.114 Положения о Минздраве России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Минздрав России осуществляет полномочия по принятию нормативных правовых актов по классификации, правилам сбора, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Статьей 9 Закона № 89-ФЗ установлено требование обязательного получения лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ).


Однако, в силу того, что понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» не установлено, поскольку ранее устанавливающий его СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. утратил силу. А со вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» понятие «лечебно-профилактическое учреждение» утратило силу, отходы ЛПУ согласно Закону № 323-ФЗ стали относиться к медицинским отходам и соответственно регулироваться законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»). При этом, обращение с биологическими отходами регулируется Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Исходя из изложенного, отношения в области обращения с биологическими отходами, отходами ЛПУ (медицинскими отходами) не подлежат регулированию Законом № 89-ФЗ и Законом № 99-ФЗ, и выдача разрешительной документации (в частности паспортов на медицинские отходы), равно как и иные требования экологического нормирования в области обращения с данными видами отходов неправомерна. Также следует то, что деятельность по обращению с медицинскими и биологическими отходами в РФ лицензированию не подлежит. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), паспортизация медицинских отходов, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в основном не имеет и не может иметь отношение к деятельности медицинских организаций, так как нормы Федерального закона № 89 не распространяются на отходы ЛПУ (медицинские отходы в целом).

Проверки Росприроднадзора

В целях выполнения своих функций Росприроднадзор может проводить . Но в силу того, что на сегодняшний день деятельность медицинских организаций в области обращения с медицинскими и биологическими отходами лицензированию не подлежит и медицинские организации на предмет обращения с отходами выведены из сферы действия ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», то проверки Росприроднадзора в основном, проводятся в отношении охраны атмосферного воздуха, недропользования. Это касается обычно только крупных медицинских организаций (например, больницы), у которых функционируют участки по обращению с отходами, используется собственный автотранспорт, имеется система локальных очистных сооружений, пр.Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) входит охрана окружающей среды и ограничение отрицательного воздействия на неё в результате хозяйственной и промышленной деятельности. Данный федеральный орган подчиняется Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Больше информации о сфере деятельности и методах реализации функций службы вы найдёте на официальном сайт Росприроднадзора.

Росприроднадзор официальный сайт

В шапке сайта указаны телефоны и адрес службы. Справа можно найти ссылки на официальные интернет-ресурсы Правительства, Президента и Министерство природных ресурсов. Небольшие пиктограммы в центре служат ссылками на страницу с кодами и реквизитами платежей, кадастр отходов, перечень сообществ, информацию по отчётности, ГИС Природнадзора. Ниже размещена строка главного меню сайта.

В теле главной страницы слева отображаются последние новости, справа ссылки на открытые данные, опросы и их результаты, портал открытого правительства. Ниже находятся ссылки для входа в разделы для граждан, природопользователей, членов совещательных органов, государственных служащих. Под ними отображаются снимки из фотогалереи, вопросы и ответы, форум.

В разделе "Гражданину" можно подать заявление, жалобу, предложение, участвовать в опросах и обсуждениях.

Гражданину

Ниже на странице размещены сведения о Центральном аппарате Росприроднадзора . Слева выбирается интересующий пользователя раздел, а справа отображается информация по нему.

Центральный аппарат Росприроднадзора

Внизу вы найдёте баннеры для перехода на полезные сайты, информационные порталы и некоторые разделы сайта Росприроднадзора. В футере можно узнать количество посетителей сайта и число отчётов, поданных в электронном виде.

Паспорт отходов

В разделе "Отчётность" содержится общая информация, порядок и способы подачи отчётов, текстовые и видеоинструкции по их составлению и подаче. Здесь можно бесплатно скачать средство подготовки отчетности - "Модуль природопользователя" или воспользоваться электронными сервисами, для входа в которые понадобится авторизация.

Электронный сервис подачи отчётов

В разделе "Документы" есть сервис поиска. Вы можете ввести полное название или слова, содержащиеся в названии документа, ключевые слова, дату подписания и номер документа, и система выдаст список документов, удовлетворяющих критериям поиска. Любой из найденных документов можно открыть и просмотреть.

Поиск документов

Раздел "Гос.услуги" содержит Перечень государственных услуг и список необходимых для их получения документов, а также ссылку на интернет-портал госуслуг.

Государственные услуги

В разделе "Контакты" пользователи найдут схему проезда, телефоны и адреса подразделений Росприроднадзора.

«Темы»

«Руководство Росприроднадзора»

СМИ узнали о планах Минприроды разрешить строительство в лесах

Росприроднадзор обвинил «Алросу» в незаконной добыче 1,7 млн карат алмазов

Росприроднадзор
выявил факт самовольного пользования компанией «Алроса» недрами и
безлицензионной добычи в период с 2010 г. по 2012 г. свыше 1,7 млн карат
алмазов, сообщило ведомство.
ссылка: http://www.vedomosti.ru/

Росприроднадзор выдал отрицательное заключение экологической экспертизы на проект строительства морского порта Териберка

Росприроднадзор




ссылка: http://portnews.ru/news/158939/

Росприроднадзор обнаружил в России около 50 тысяч незаконных свалок

Специалисты
Росприроднадзора обнаружили в России 49944 места несанкционированного
размещения ТБО. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
ссылка: http://www.rosbalt.ru/main/2013/04/15/1118125.html

Нарушения на Улан-Удэнском авиазаводе выявил Росприроднадзор

Нарушения
природоохранного законодательства выявили специалисты Управления
Росприроднадзора по Бурятии на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ).
Как сообщает пресс-служба ведомства, одним из нарушений стало
превышение лимитов размещения отходов 4 класса опасности на полигоне
твердых бытовых отходов. Так, вместо 4,5 тонн промасленных опилок
фактически размещено 5 тонн. Таким образом, превышены установленные
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
ссылка: http://www.aviaport.ru/digest/2013/04/18/253580.html

Росприроднадзор наложил вето на строительство порта в Териберке

Росприроднадзор
выдал отрицательное заключение экологической экспертизы на проект
строительства морского порта в губе Териберская (в составе
инвестиционного проекта «Комплексное освоение Штокмановского
газоконденсатного месторождения. 2 и 3 фазы»). Эта информация
опубликована на сайте Росприроднадзора.
ссылка: http://www.b-port.com/news/item/103122.html

Росприроднадзор: тюменские «подснежники» на грани исчезновения

Тюменские
растения, занесенные в Красную книгу, на грани исчезновения. Об этом
сообщили биологи, экологи и представители областного Росприроднадзора на
пресс-конференции, посвященной Дню подснежника, в минувшую пятницу, 19
апреля. В обсуждении вопросов охраны растений и животных, занесенных в
Красную книгу Тюменской области, приняли участие и ее составители,
ученые биологии и ботаники.
ссылка:

 

 

Это интересно: